- Беглопоповцы
- в расколе имеются два направления беспоповщина и беглопоповщина. Последователи последнего пользовались и пользуются священниками перебежчиками из православной церкви. Первоначальное развитие беглопоповщина получила в Нижегородской губернии (Керженец), в Черниговской (Стародубье) и в Польше (Ветка). В конце XVII века Нижегородский край играл в жизни раскола видную роль. По рекам Керженец и Белбаш возникло к этому времени значительное количество раскольничьих поселений, которые назывались "скитами" (для монашествующих) и "починками" (для мирских). Скиты управлялись "отцами" и "старцами". Были и женские скиты, во главе которых стояли "матери". В Черниговском крае (Стародубье) и в Польше (Ветка) раскол появился тоже в XVII в., причем в Ветке он сразу же получил большое значение. Здесь возникло 14 слобод с населением до 35 т. В 1735 г. расколу в Ветке был нанесен решительный удар. Согласно Высочайшего повеления ее обитатели были выселены и разосланы кто в монастыри, кто на родину, кто в Ингерманландию. Ветка опустела, но не надолго. Снова стали стекаться сюда раскольники и восстановлять разрушенное. Вторичным разгоном "ветковцев" в 1764 г., при Екатерине II, кончается ее роль в судьбах раскола, и ее место заняло на некоторое время Стародубье. С Ветки была перенесена церковь; ее попы тоже переселились сюда. Руководящая роль Стародубья продолжалась до второй половины XVIII века, когда выдвинулись на первое место Москва с ее Рогожским кладбищем и Иргиз в Саратовской губ. Рогожское кладбище возникло в 1771 г., и первоначальное назначение его было для погребения умерших от чумы, свирепствовавшей в этом году в Москве. Впоследствии здесь образовался целый раскольничий городок, и в 1825 г. рогожцев-раскольников числилось около 70 т. Кладбище имело прекрасные молитвенные здания и располагало миллионными капиталами. Не было недостатка и в беглых попах и дьяконах, причем алчность и любостяжательность их проявлялись в самом неприкровенном виде. Попы становились на паперти и перехватывали друг у друга требы. Поселение раскольников по берегам Иргиза относится преимущественно ко второй половине XVIII века. В 1762 г. ими было уже основано здесь три скита. Несмотря на такой успешный рост беглопоповщины, среди ее представителей скоро возникли течения, разбившие их на партии. Вопрос о чиноприеме беглых попов (XVIII век) разделил беглопоповцев на "перемазанцев", требовавших принятия попов вторым чином чрез миропомазание, и "диаконцев", принимавших попов по третьему чину чрез проклятие ересей. Окончательное разделение между "перемазанцами" и "диаконцами" было подтверждено на соборе "перемазанцев", происходившем около 1780 г. Здесь было постановлено не иметь никакого общения с "диаконцами" не есть с ними, не пить и не молиться. Поставщиком попов для перемазанцев в этот период является Иргиз, который и становится главным центром перемазанцев. В начале XIX в. в разных местах иргизских попов насчитывалось около 200 ч. До царствования Николая I беглопоповцы пользовались, как и все раскольники, свободой, чем и объясняется их распространение. В 1832 г. было издано распоряжение, чтобы "вновь не появляться беглым попам у раскольников", и только прежние освобождались от преследования. Это распоряжение нанесло удар беглопоповству. В 1841 г. из всех его очагов продолжал существовать один Рогожское кладбище, но и оно испытывало сильную нужду в попах. Многие требы, напр., погребение, совершались заочно, т. е. отпевание происходило по получении с почтой или какой-нибудь "оказией" сообщения о смерти данного лица, тогда, когда его тело давно уже покоилось в земле. Боязнь преследований заставляла служить обедню ночью, и то с большими предосторожностями. Оскудение в попах заставляло мириться беглопоповцев с заменой их монастырскими уставщиками, и таким образом беглопоповцы силою обстоятельств возвращались к взглядам, принятым в беспоповщине.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.